«Копилка светлых идей», 2015 г.

В руках музейного проектировщика свет может стать одним из важнейших инструментов. При помощи света можно осуществлять навигацию по музею, акцентировать внимание на отдельных экспонатах, свет может выступать в роли путеводителя по экспозиции или даже экспоната.

В рамках проекта «Копилка светлых идей» на площадке музея «Огни Москвы» создан ресурсный центр световых решений, обратившись в который музейные сотрудники смогут получить консультации по световому дизайну, научиться пользоваться инструментами, которыми работает художник по свету, познакомиться со световыми решениями разных музеев мира, перенять опыт по использованию световых приемов, реализованных в экспозиции музея «Огни Москвы».

Копилка светлых идей
https://www.facebook.com/kopilka.svetlyh.idey

Проект реализован в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Благотворительный фонд Потанина

10 правил, которые помогут музейным сотрудникам избежать ошибок при постановке света в музейном пространстве.

  1. Очень часто посетителям мешают блики от источников света, которые можно увидеть на стеклах витрин или самих экспонатах. Свет хорошо отражается от поверхности картин, написанных маслом, мешая зрителям внимательно рассмотреть произведение искусства. В данном случае нужно руководствоваться правилом — «угол падения равен углу отражения». Следовательно, нужно располагать светильники таким образом, чтобы свет от них при отражении не попадал в глаза посетителям. Обычно осветительные приборы крепят на шинопроводе под углом 30° от вертикальной оси.

  2. При закупке источников света, обычно не обращают внимания на цветовую температуру. Применяемые для освещения музейных экспозиций источники света могут иметь цветовую температуру от 2700 (теплый свет) до 6000 (холодный свет) Кельвинов. Надо помнить, что цветовая температура влияет на восприятие экспонатов и создает различную атмосферу в экспозиции. Но довольно часто можно наблюдать, как в одной люстре или светильниках освещающих музейные залы, соседствуют разные по цветовой температуре источники света. Казалось мелочь, но этот факт разрушает целостность экспозиционного пространства.

  3. Посетители будут испытывать дискомфорт, если источник света будет попадать в глаза. Поэтому стоит более внимательно подходить к вопросу размещения светильников в зале, чтобы избежать слепящего эффекта.

  4. Музейные проектировщики все чаще применяют прием, когда в темном пространстве экспозиционного зала высвечиваются только витрины или отдельно стоящие экспонаты. Безусловно, человеческий глаз притягивают светлые пятна. Таким образом, можно максимально привлечь внимание посетителей к музейным экспонатам. Но с другой стороны резкие контрасты негативно влияют на зрение. Устали глаза, устал весь организм.

  5. При постановке света в экспозиционном пространстве лучше сочетать общее и акцентное освещение. Если использовать только общий свет, то экспонаты будут теряться в пространстве. Наоборот, использование только акцентного освещения может привести к созданию световой среды с резкими контрастами.

  6. Значительное распространение в последнее время получило использование в экспозиционных залах проекционной видеотехники. Иногда проектировщики упускают из вида, что рядом с видеопроекцией будут расположены экспонаты, которые нужно будет выделить светом. В результате проекции смотрятся плохо. Поэтому становится все более актуальным вопрос о сочетании осветительных приборов с видеотехникой.

  7. Если в вашем музее окна не занавешены, то следите за солнышком. Недостаточно покрыть стеклянную поверхность защитной от УФ и ИФ излучения пленкой. В летний солнечный день освещенность может достигать 100000 люкс. Для предметов наиболее устойчивых к воздействию света (стеклу, керамике, минералам, металлам) допустима освещенность от 200 до 500 люкс. Масляная живопись, кожа, дерево, кость, иконы выдержат 75 — 150 люкс. Наименее светостойким предметам (акварель, темпера, ткань, бумага) рекомендовано всего 30 — 50 люкс.

  8. Современная техника предоставляет большие возможности проектировщикам. Например, с помощью систем управления можно создать динамичное освещение в зале, заставить работать осветительную технику по определенному сценарию. Но нужно заранее понимать, с какими проблемами можно столкнуться в данном вопросе. Нужно детально проработать сценарий, продумать каким образом будет осуществляться управление светом. Например, можно установить датчики движения, чтобы свет загорался только в тот момент, когда посетитель подходит к экспонату. Но важно понимать, что присутствие нескольких посетителей в зале вызовет постоянное мигание светильников. Некоторые системы могут потребовать постоянного контроля, поэтому вам придется подписать долгосрочный договор на обслуживание систем управления светом. Даже качественная техника может выйти из стоя, поэтому нужно продумать, чтобы в зале были автономные источники света, не подсоединенные к общей системе управления светом. Также не забудьте установить аварийные светильники, которые будут указывать путь эвакуации при отключении электроэнергии.

  9. Бывают случаи, когда музейные сотрудники, доверяют устройство освещения светотехнической компании, но получают плохой результат. В данной ситуации нужно понимать, что не все светотехники знают специфику освещения музейных экспозиций. Поэтому стоит очень внимательно подойти к выбору фирмы, предварительно изучив ее портфолио. Даже если компания пишет, что освещала музеи, то поинтересуйтесь, насколько грамотно были выполнены эти проекты и что они из себя представляют. Ведь могли осветить несколько служебных помещений, при этом написать, что осветили весь музей.

  10. В основном источники света и осветительное оборудование закупают в музее специалисты отдела снабжения, не видя разницы между служебными помещениями и экспозиционным пространством. В итоге часто можно увидеть в старинных люстрах современные энергосберегающие лампы, искажающие и внешний вид экспоната, и световую среду. Нужно поставить вопрос, что освещение экспозиционного пространства — это особое искусство, поэтому подходить к данному вопросу нужно весьма продуманно. Если вы делаете новую экспозицию, то стоит сначала разработать проект освещения, в котором будут прописаны все технические характеристики источников света и осветительного оборудования, а уже после составлять техническое задание для конкурса.

«Светлое детство», 2008 г.

Проект «СВЕТлое детство» в 2008 году стал победителем V Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Социально-ориентированные музейные проекты». Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина совместно с Министерством культуры Российской Федерации и при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).

Очевидно, что если в музей пришли особые дети, то для них должны быть созданы особые условия. Главный вопрос, который стоял перед сотрудниками музея «Огни Москвы», когда они работали над проектом, это каким образом экскурсовод, в течение дня имеющий дело с различными категориями посетителей, может создать эти условия. Ведь с такими детьми, как правило, работают специалисты: дефектологи, психологи.

Во многих музеях работают специальные программы по арт-терапии, которые также проводят профессионалы. Но не каждый музей может позволить себе держать такой штат специалистов, а экскурсии все равно надо проводить. В рамках проекта музеем был проведен опрос, по данным которого учащиеся коррекционных школ, как и дети из обычных образовательных школ довольно часто посещают музеи. Следовательно, почти каждый экскурсовод в своей практике встречается с особыми детьми. И если он хочет провести экскурсию таким образом, чтобы это было не простой формальностью, а способствовало развитию их познавательной активности и социальной адаптации, то ему необходимы специальные знания и навыки. Поэтому главной задачей музея было не просто переделать имеющиеся программы для работы с детьми из коррекционных школ, а разработать методику, которой могли бы пользоваться и другие музеи в своей повседневной работе. До настоящего момента подобного развернутого методического пособия не существовало.

В течение года сотрудники музея провели 50 экскурсий и интерактивных занятий для учеников коррекционной школы № 359, расположенной по соседству с музеем. По итогам проделанной работы было разработано универсальное методическое пособие для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Методическое пособие доступно для скачивания: metodicheskoe_posobie.doc.